Начало

В.С. Либенсон

К методике оценки труда научных работников при аттестации

Постановлением ЦС КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС "О совершенствовании оплаты труда научных работников, конструкторов и технологов в промышленности" введены новые условия оплаты труда руководящих и научных работников, конструкторов и технологов Академии наук СССР, академий наук союзных республик, учреждений, организаций и предприятий промышленности. Новые условия призваны усилить связь между оплатой труда указанных категорий работников и их личным вкладом в ускорение научно-технического прогресса.

Самый сложный элемент в методологии выработки управленческих решений по поводу аттестации, материального и морального стимулирования исследователей и разработчиков - определение критериев количества и качества труда. Обоснованный выбор критериев возможен лишь на основе представления трудового коллектива в виде целеустремлённой системы, обладающей собственной иерархией целей, входом, выходом и процессом.

Главная цель всех научных коллективов - производство научного знания и внедрение его в науку и в практику. Индикаторами достижения главной цели служат результаты труда. Все получаемые в процессе достижения главной цели результаты можно объединить единым понятием "научные достижения". В основе каждого научного достижения лежит новое научное знание. Знание признают научным, если оно отвечает критериям научности: объективно отражает вещи, свойства и отношения реального мира; воспроизводимо; подтверждается практикой; содержит научно обоснованное решение общественно важной проблемы. Научное знание считается новым, если оно не было известно ранее, отсутствовало в общемировом научно-информационном фонде.

Полученное знание не может быть причислено к категории научного, пока оно не зафиксировано в документальной форме, которая обеспечивает возможность его распространения и использования в науке и на практике.

Обобщенная мера качества результатов труда - эффективность. В зависимости от цели оценки и специфики оцениваемого объекта используются различные методические приёмы исчисления эффективности: результатно-целевой, результатно-затратный, результатно-результатный, затратно-затратный и др.(1). Труду в науке присуща неопределенность, выражающаяся в отсутствии тесной связи между планируемыми и получаемыми результатами, между затратами и эффектами. Поэтому при аттестации исследователей и разработчиков следует отдавать предпочтение результатно-результатному подходу, т.е. сравнению между собой результатов, достигнутых различными разработчиками, с соблюдением принципа тождества (сходства) затрат.

Следует различать первичные эффекты исследований и разработок и вторичные. К первичным относятся те эффекты, которые рождаются непосредственно в сфере науки. Вторичные эффекты возникают в различных подсистемах человеческого общества как следствия освоения ими научных достижений. Ценность непосредственного выхода фундаментальных и прикладных НИР прежде всего определяется новизной и теоретическим уровнем знания, содержащегося в научных документах (научно-информационный критерий) (2). 0 полезности прикладных результатов судят по их социальной, экономической, инженерно-технической, образовательной, оборонной, экологической и другой (в зависимости от общественной подсистемы, освоившей результат) эффективности.

В ценностной иерархии критериев вторичной эффективности высшую ступень в условиях социализма должна занимать социальная эффективность. "Высшая цель общественного производства - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей" (Конституция СССР, статья 15). В зависимости от вида социального эффекта возможны различные подходы к оценке. Ряд социальных последствий применения научных достижений поддается прямому измерению в натуральных, статистических единицах. Например, эффективность мероприятий по охране труда определяется динамикой травматизма, профессиональной заболеваемости; научно-медицинские достижения отражаются на статистике излечения, заболеваемости, смертности и т.д. Для других социальных результатов НИР показателем значимости может служить экономия затрат времени населением, в особенности рабочего времени. Это относится, например, к усовершенствованиям в работе сферы обслуживания, транспорта, здравоохранения.

О значимости социальных достижений, оказывающих влияние на сферу материального производства, можно судить по величине получаемого экономического эффекта. Это касается, в частности, тех результатов, которые воздействуют непосредственно на важнейший элемент производства - рабочую силу. Расчеты в этих случаях базируются на определении того экономического выигрыша, который получает общество вследствие повышения производительности труда, роста квалификации работников, совершенствования управления народным хозяйством, сокращения ущерба, наносимого неблагоприятными условиями труда и быта, болезнями, травмами.

Для многих проявлений социального эффекта НИР нет способов измерения. Чем значительнее социальное достижение и чем больший спектр явлений общественной жизни оно захватывает, тем сложнее дать ему интегральную оценку в количественной форме. Для этого пришлось бы суммировать множество эффектов, одни из которых имеют лишь качественные характеристики, другие измеряются в несопоставимых системах единиц. Реальный путь преодоления указанных трудностей - разработка шкал предпочтений, охватывающих всю совокупность индикаторов общественного благосостояния, и применение экспертных оценок.

Типовые и отраслевые методики оценки экономического, инженерно-технического, экологического и других эффектов НИР освещены в специальной литературе и в научно-организационных документах. В каждом конкретном случае выбор критерия зависит от целевого предназначения выполненных работ. Используемый для оценки комплекс критериев или один критерий должен прежде всего и в наиболее полной степени характеризовать достижение главной цели исследования (разработки). Таким образом, каждый из перечисленных критериев эффективности научных достижений может выступать в роли "конечного" в зависимости от общественной подсистемы, в рамках которой рассматривается и оценивается эффект.

Деятельность каждого исследователя и разработчика имеет многоцелевую направленность. Помимо научных достижений работника при аттестации необходимо оценивать и другие важные результаты его труда. Отчет аттестуемого научного работника должен помимо паспортной части содержать следующие сведения:

1. Список научных достижений (название; сущность, достигаемая цель, отличительные признаки; теоретический уровень и степень новизны; фактическая и потенциальная эффективность; сведения о внедрении; характеристика личного вклада аттестуемого).

2. Список документов, транспортирующих научный результат в науку и в практику (вид документа; название; сведения об издании, утверждении; характеристика вклада аттестуемого в разработку документа).

3. Список разработок типа рационализаторских предложений (название, сущность; сведения о внедрении; эффективность; характеристика личного вклада).

4. Список других выполненных работ.

5. Научно-организационная работа аттестуемого.

6. Общественная работа.

7. Полученные поощрения и взыскания.

6. Для руководителей - основные итоги работы коллектива, возглавляемого аттестуемым.

Л и т е р а т у р а

1. Субетто А.И. Использование экспертных оценок и методов квалиметрии при подведении итогов социалистического соревнования в науке. - В сб.: Научная организация труда и управления в научно-исследовательских и проектных учреждения. - М.: МДНТП им. Ф.Э.Дзержинского, 1985.

2. Либенсон В.С. Использование информационного критерия для оценки научно-исследовательских работ. - В сб.: Научная организация труда и управления в научно-исследовательских учреждениях. - М.: МДНТП им. Ф.З.Дзержинского, 1976.

Опубликовано в сб.: Совершенствование качества исследований, разработок, проектов. М.: МДНТП, 1987, с.141-144.