Социальная кибернетика. Науковедение. Организация здравоохранения.
Новости rss Начало Почта Либенсону В.С. Карта Страница для печати

Статьи Либенсона В.С. и соавторов.

В.С. Либенсон

Отчет о проделанной работе - информационная база для аттестации научных работников

В комплексе официальных документов, регламентирующих аттестацию научных работников, не предусмотрен отчет о работе. Без этого документа проведение объективной оценки затруднено. В Межотраслевом научно-техническом комплексе «Микрохирургии глаза» разработана и используется следующая форма отчета (см. таблицу).

Некоторые позиции документа требуют пояснения. Выбор критериев и показателей для оценки деятельности научных работников осуществлен прежде всего с учетом главной цели их труда, сформулированной как «производство нового научного знания и внедрение его в науку и в практику».

Индикаторами достижения этой цели служат результаты труда. Полученные в процессе достижения главной цели результаты научных исследований обозначены единым термином «научные достижения». Научное достижение (Н.Д.) — результат НИР, содержащий новое научное знание.

Знание признают научным, если оно отвечает критериям научности: объективно отражает вещи, свойства и отношения реального мира; воспроизводимо; подтверждается практикой; содержит научно обоснованное решение общественно важной проблемы. Научное знание считается новым, если оно не было известно ранее, отсутствовало в общемировом научно-информационном фонде или было недоступно исследователям. К Н. Д. принадлежат открытия, изобретения и другие эквивалентные им по новизне и теоретическому уровню результаты. Разработки типа рационализаторских предложений к категории Н.Д. не относятся, поскольку обладают лишь местной или отраслевой новизной.

По целевой направленности различают Н.Д. чисто познавательные (фундаментальные) и прикладные. Фундаментальные Н.Д. направлены прежде всего на расширение и углубление знаний о природе, обществе и мышлении. Прикладные Н.Д. ориентированы на разработку и совершенствование способов, устройств, веществ, биологических объектов, необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. К прикладным относятся также результаты исследований по применению известных способов, устройств, веществ, биологических объектов по новому назначению.

Следует отличать первичные эффекты исследований и разработок от вторичных. К первичным относятся те эффекты, которые создаются непосредственно в сфере науки. Вторичные эффекты возникают в различных подсистемах человеческого общества как следствие освоения ими научных достижений (эффекты инноваций).

Обобщенная мера качества результатов труда — эффективность. В зависимости от цели оценки и специфики оцениваемого объекта используются различные методические приемы исчисления эффективности: результатно-целевой, результатно-затратный, результатно-результатный, затратно-затратный и др. Труду научных работников присуща неопределенность, выражающаяся в отсутствии тесной связи между планируемыми и получаемыми результатами, между затратами и эффектами. Поэтому при аттестации следует отдавать предпочтение результатно-результатному подходу, т. е. сравнению между собой результатов, достигнутых различными разработчиками, с соблюдением принципа тождества (сходства) затрат.

Непосредственный результат как фундаментальных, так и прикладных НИР прежде всего определяется степенью новизны и теоретическим уровнем полученного знания (научно-информационный критерий). По существу функции научного познания сводятся к извлечению связанной информации из объектов исследования и переводу (перекодированию) ее в свободную информацию, пригодную для переработки и всеобщего использования. В процессе исследования по мере проникновения в сущность изучаемого объекта происходит свертывание неупорядоченного множества фактов в систему основных, существенных связей и отношений, фактическое знание перерастает в теоретическое. Из уникальности каждого кванта научного знания, необходимым и в принципе достаточным условием существования которого является однократное его получение, вытекает значение новизны. Поскольку новое знание строится, как правило, на базе предшествующего, в структуре каждого научного достижения могут наблюдаться различные соотношения между старыми и новыми элементами. Таким образом, важнейшей непосредственной характеристикой ценности научного результата служит глубина проникновения в сущность изучаемого объекта (уровень теоретической проработки информации) и степень новизны.

С помощью разработанных нами шкал весь поток Н.Д. может быть ранжирован на ряд превосходящих друг друга по научно-информационной ценности классов 1.

Полученное знание не может быть причислено к категории Н.Д., пока оно не зафиксировано в документальной форме, не обеспечена возможность его распространения во времени и в пространстве, использования в науке и в практике. Составление комплекса документов, необходимого и достаточного для быстрого и полного внедрения Н.Д., — прямая обязанность исследователей и разработчиков. Число и вид опубликованных и принятых к исполнению информационных и организационных документов — один из важнейших компонентов оценки непосредственных результатов их труда. Приводим примерный перечень основных документальных форм, с помощью которых полученные знания транспортируются от производителей к потребителям: отчеты о НИР; научные статьи; монографии; научно-популярные и просветительные публикации; вторичные научно-информационные документы; учебные издания; диссертации; патентно-лицензионные документы; инструктивно-методические документы; нормативные документы; документы, содержащие окончательные проектные, конструкторские, технические, технологические или организационные решения; организационно-распорядительные документы, обеспечивающие внедрение.

Между научно-информационной ценностью и полезностью полученного знания существует тесная связь, далеко не всегда сразу выявляемая. История науки свидетельствует, что выдающиеся теоретические достижения и открытия ведут к революционным преобразованиям в общественно-исторической практике, а частные эмпирические решения — лишь к эволюционным изменениям.

О полезности прикладных Н.Д. судят по их социальной, экономической, инженерно-технической, образовательной, оборонной, экологической и другой эффективности.

В ценностной иерархии критериев вторичной эффективности Н. Д. высшую ступень в условиях социализма должна занимать социальную эффективность. «Высшая цель общественного производства — наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей» (Конституция СССР, статья 15).

В зависимости от вида социального эффекта возможны различные подходы к оценке. Ряд социальных последствий применения Н.Д. поддается прямому измерению в натуральных, статистических единицах. Например, эффективность мероприятий по охране труда определяется сокращением травматизма, профессиональной заболеваемости; научно-медицинские достижения отражаются на динамике излечения, заболеваемости, смертности и т. д. Для других социальных результатов НИР показателем значимости может служить экономия затрат времени населением, в особенности — рабочего времени. Это относится, например, к усовершенствованиям в работе сферы обслуживания, транспорта, здравоохранения.

О значимости социальных достижений, оказывающих влияние на сферу материального производства, можно судить по величине получаемого экономического эффекта 2. Это касается, в частности, тех Н.Д., которые воздействуют непосредственно на важнейший элемент производства - рабочую силу. Расчеты в этих случаях базируются на определении того экономического выигрыша, который получает общество вследствие повышения производительности труда, увеличения численности занятых в сфере производства, роста квалификации работников, совершенствования управления народным хозяйством, сокращения ущерба, наносимого неблагоприятными условиями труда и быта, болезнями, травмами. Так, например, в качестве слагаемых экономического эффекта от внедрения научно-медицинских достижений учитывают объем дополнительно произведенного за счет продления трудоспособности работников национального дохода (прибыли, чистой продукции), экономию расходов на больничное и амбулаторное обслуживание, экономию фонда заработной платы при переводе с вредных и тяжелых условий труда в нормальные и т.п.

Приводим условный пример расчета социально-экономического эффекта. Разработан компьютерный справочник, который будет использоваться в системе здравоохранения. Допустим, группа заболеваний, на которую ориентирован справочник, в СССР поражает ежегодно 13 065 540 человек. Предполагается, что в результате его повсеместного применения при диагностике и лечении будет достигнуто сокращение срока пребывания больных в состоянии временной нетрудоспособности на 5 дней.

Этапы расчета.

1. Допустим, в СССР одним работающим в течение года производилось 18 руб. национального дохода (Н=18 руб.) в день.

2. Содержание одного больного на больничной койке обходилась государству в, среднем в 6, 15 руб. в день. Число дней болезни сократится в среднем на 5. Доля дней лечения в стационарах равна 20%. Таким образом, сокращение затрат на лечение 1 больного в больницах составит:

Лс = 6,15 руб. х 5 дн. х 20% = 6,15 руб.

3. Время амбулаторного лечения сократится в среднем на 4 дня. Среднее число посещений врача в поликлинике — 1 раз в 3 дня, за 4 дня число посещений составит 1,33. Средняя стоимость одного посещения равна 0,9 руб.3.- Сокращение затрат на амбулаторное обслуживание 1 человека составит:

Ла = 0,9 руб. х 1,33 посещений = 1,2 руб.

4. Общая сумма эффекта рассчитывается по следующей формуле:

Э = Н х дельта t0 х Р х Ч х Д + (Лс х дельта tс + Ла х дельта tа ) х Ч,

где

дельта t0 — общее число дней сокращения срока временной нетрудоспособности, приходящееся на 1 больного;

дельта tс — сокращение срока пребывания в стационаре;

дельта tа — сокращение срока амбулаторного лечения;

Р — доля рабочих дней среди всех календарных (0,70);

Р — число заболеваний в год;

Д — доля людей, занятых в народном хозяйстве, среди временно нетрудоспособных (0,47);

Лс и Ла — средняя экономия затрат на стационарное и амбулаторное лечение.

Проставив в формулу полученные значения, определим общую сумму годового социально-экономического выигрыша, который получит страна от полномасштабного внедрения одного Н.Д.:

Э=18 руб. х 5 дн. х 0,70 х 13065540 чел. х 0,47 + (6,15+1,20 руб.) х 13065540 чел. = 482902358 руб.

К научным достижениям, в которых в качестве ограничений выступали установленныё соответствующими правовыми актами социальные (государственные) стандарты и нормативы, определяющие условия труда и жизни населения, применима сравнительная оценка различных вариантов их достижения или поддержания по минимуму необходимых приведенных затрат (затратно-затратный подход).

Для многих проявлений социального эффекта НИР нет способов прямого или косвенного измерения. Чем значительнее социальное достижение и чем больший спектр явлений общественной жизни оно захватывает, тем, сложнее дать ему интегральную оценку в количественной форме. Ведь для этого пришлось бы суммировать множество эффектов, одни из которых имеют лишь качественные характеристики, другие измеряются в несопоставимых системах единиц. Реальный путь преодоления указанных трудностей — разработка шкал предпочтений, охватывающих всю совокупность индикаторов общественного благосостояния, и применение экспертных оценок.

Методики оценки результатов НИР по экономическому, экологическому, инженерно-техническому и другим критериям полезности широко освещены в литературе 4.

Поскольку деятельность каждого исследователя и разработчика имеет многоцелевую направленность, подлежат учету и оценке и другие важные разделы его труда (пп. 8—10 отчета).

Личный вклад аттестуемого в результаты НИР характеризуется следующим образом:

— выдвинул идею исследования, разработки;

— участвовал в сборе и в первичной обработке материалов, в апробации (испытаниях) способа, устройства, вещества или биологического объекта;

— провел теоретическое обобщение результатов исследования или внес существенное усовершенствование;

— участвовал в создании опытной модели, в оформлении документации;

— способствовал внедрению Н. Д. в практику, и т. д.

В целях дальнейшего совершенствования аттестации научных работников важно осуществить формализацию показателей, определение весовых характеристик, разработку алгоритма получения интегральной оценки, использование ЭВМ в процедурах аттестации.


ОТЧЕТ НАУЧНОГО РАБОТНИКА

  1. Ф.И.О. ____________________________
  2. Подразделение______________________
  3. Должность__________________________
  4. Ученая степень_____________________
  5. Отчетный период с________(месяц, год) по __________ (месяц, год)
  6. Научные достижения
№ п/пНазвание научного достиженияТеорети- ческий уровень и степень новизныПотенциальная и фактическая эффективностьСведения о внедренииФ.И.О. соавторовХарак- теристика личного вклада
1234567
  1. Документы внедрения
№ п/пВид документаНазвание документаСведения об опубликовании, утвержденииФ.И.О. соавторов
12345
  1. Основные результаты практической деятельности (производственной, научно-организационной и др.) _______________________________
  2. Основные итоги работы подразделения (для руководителей) ____________
  3. Общественная работа __________________
  4. Поощрения и взыскания _______________________________
  5. Планы НИР на ближайшие годы _________________________________

Дата _____________ Подпись __________________






1 Либенсон В. С. Информационный подход к оценке научных достижений. — М.: Вестник АН СССР, 1979. № 1, с. 62—66.

2 Критерии и показатели социально-экономической эффективности новой техники. — М.: Наука, 1982.

3 Методические рекомендации по оценке экономической эффективности лечебно-профилактической помощи. - М.: 1983.

4 См. справочник «Экономическая эффективность управленческих и хозяйственных решений».— М.: Знание, 1984; инструкции Госкомизобретений СССР и др.

Опубликовано в сб.: Материальное стимулирование научно-технического прогресса в новых условиях хозяйствования. М.: 1988, с.80-88.