В.С. Либенсон Технология выбора целей научно-исследовательских программВыбор целей — важнейший этап планирования научных исследований, во многом предопределяющий их эффективность. Традиционный способ формирования планов научно-исследовательских работ (НИР) имеет ряд существенных недостатков. В научных учреждениях эти планы нередко представляют собой простую сумму заявок, поступающих от руководителей подразделений. При этом планы составляются не столько исходя из насущных общественных потребностей, сколько с учетом предшествующего научного задела и наличных ресурсов, страдают мелкотемьем и неоправданным дублированием работ. Альтернативой традиционному подходу к планированию служит развиваемая в последние годы методология программно - целевого планирования (ПЦП). ПЦП в сущности является способом практического приложения принципов системного подхода к управлению общественными системами. Используемые при ПЦП методы извлечения и переработки информации создают возможность выработки максимально обоснованных стратегических решений. Разработка целевой программы НИР должна начинаться с составления научно обоснованного прогноза развития соответствующей области знания (объекта планирования — ОП). На исследовательском этапе прогнозирования выявляются основные тенденции и возможные результаты развития ОП в будущем. Для этого разработчики программы НИР детально анализируют всю доступную документальную информацию, относящуюся к ОП, проводят опросы компетентных лиц (экспертов), составляют прогностические сценарии. Полученные сведения сопоставляются с возможностями тех общественных подсистем, которые обеспечивают входы ОП (информационные, кадровые, финансовые и другие ресурсы), и потребностями тех подсистем, деятельность которых зависит от его выхода (в нашем случае — прежде всего практического здравоохранения). В результате диагностируются проблемы ОП, т.е. несоответствия между существующим его состоянием и желаемым. На следующем этапе формируется нормативный прогноз, который должен дать ответ на вопрос о предпочтительных путях развития ОП и результатах, которые необходимо и в принципе возможно получить в будущем. Разработка прогноза должна завершаться составлением полного списка целей, направленных на решение стоящих перед ОП проблем. Иерархическое распределение взаимосвязанных целей в соответствии со степенью общности каждой из них носит название дерева целей (ДЦ). Различают цели создания (цели-события) и цели-направления (цели-работы). Пример цели создания — «Разработать метод лечения...», цели-направления — «Исследовать влияние таких-то факторов на такой-то процесс...». Следует стремиться к формулированию целей в терминах событий, а не работ, поскольку в последнем случае установление факта достижения цели бывает затруднительным. Особенно важно, чтобы в терминах событий были изложены цели последнего уровня ДЦ. Формулировать цели необходимо с максимальной определенностью, исключающей различное толкование и позволяющей контролировать их достижение. В тех случаях, когда могут быть названы количественные характеристики цели, или целевые нормативы (показатели эффекта, затрат, сроков), они должны включаться в формулировку. Однако многие цели могут быть описаны только качественными признаками. Возможности придания целям количественных характеристик возрастают по мере перехода от фундаментальных исследований к разработкам, от целей высшей степени общности к частным задачам. Цель и показатели ее достижения должны характеризоваться одними и теми же эффектами и измеряться на основе единого критерия. Нельзя, например, ставить перед исследователями задачу разработать новый метод лечения, а в качестве критерия ее решения выдвигать процент снижения эпидемиологических показателей в масштабах региона или страны. Показателем решения задачи в этом случае будет сам факт появления нового метода, эффективность которого будет доказана и измерена на группе испытуемых. Цели науки направлены на расширение научных знаний о природе, обществе и мышлении, на разработку и совершенствование способов, устройств, веществ, биологических объектов, необходимых для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Практические цели направлены непосредственно на обеспечение жизнедеятельности людей и развитие человеческого общества путем использования природных ресурсов и результатов функционирования всех общественных подсистем, включая науку. В соответствии с этим неправомерно ставить перед медицинскими НИР такие, например, цели, как «Сократить к такому-то сроку заболеваемость в стране на столько-то процентов...» или «Добиться излечения в амбулаторных (больничных) условиях такого-то числа больных...» Это цели практического здравоохранения. Перед научными работниками соответствующая задача может быть поставлена так: «Разработать (или усовершенствовать) к такому-то сроку методику, направленную на достижение такого-то эффекта...». В структурном отношении ДЦ представляет собой ориентированный граф, вершины которого представлены целями, а ребра (дуги) отражают логические связи между каждой целью и средствами ее достижения, располагающимися на следующем уровне декомпозиции. Формирование ДЦ начинается с определения главной, или генеральной, цели. После этого группа разработчиков программы с помощью экспертов последовательно, от уровня к уровню проводит разукрупнение генеральной цели, продвигаясь от общего к частному. Обычно ДЦ насчитывает 5—8 уровней декомпозиции в зависимости от масштабов проблемы и заданной степени детализации. По мере разукрупнения стратегические, долгосрочные цели верхних уровней ДЦ преобразуются в тактические, среднесрочные. ДЦ - инструмент перспективного планирования, и на его последнем уровне располагаются задачи, дальнейшее разукрупнение которых на стадии прогнозирования и перспективного планирования не имеет смысла. Изыскание путей решения задач, которыми заканчивается ДЦ науки, приводит к появлению традиционных единиц текущего, оперативно-тактического планирования НИР - научных тем. Поскольку граф целей строится по принципу дезагрегации, из каждой вершины должно выходить не менее 2 дуг. Верхний предел дробления цели на составляющие ее подцели не должен превышать 7—9, иначе затрудняется восприятие различий между ними. Цели, исходящие из одной вершины, должны быть непересекающимися. Это означает, что непосредственные результаты их достижения не должны даже частично совпадать. Цели одного уровня должны быть независимыми, логически невыводимыми одна из другой. Они должны быть сопоставимы по масштабу проблем, на решение которых направлены. Набор целей в ДЦ должен отвечать требованиям необходимости и достаточности. Это означает, что совокупность подцелей, относящихся к каждой вершине, не должна быть больше или меньше той, которая в настоящее время представляется необходимой для осуществления вышестоящей цели. В некоторых случаях для повышения вероятности достижения особо важных целей вводятся дополнительные, альтернативные подцели. Такое ДЦ называется альтернативным в отличие от одновариантного. Самый простой способ определения важности целей — оценка влияния каждой из них на достижение главной. Так как человек не в состоянии одномоментно соизмерить десятки, а то и сотни событий, приходится прибегать к последовательному перебору всех связей в ДЦ. Следующий пример иллюстрирует простейший вариант способа оценки. На рисунке изображен трехуровневый граф из 12 вершин. На первом уровне (нередко его обозначают как нулевой уровень) находится генеральная цель (Ц1), на втором — три направления НИР, ведущих к достижению генеральной цели (Н11, H12, H13), и на третьем — 8 задач (З111, З112, З121, 3122, З123, З131, З132, З133). Экспертов просят оценить относительную важность целей второго уровня для достижения генеральной цели, а затем относительную важность задач для каждой цели-направления. При этом показатели нормируются, т. е. приводятся к единице (или к 100). Так, если эксперты посчитают, что направление Н11 в 2 раза важнее H12, а H12— в 3 раза важнее H13, то они припишут им соответствующие удельные весовые характеристики: 0,6, 0,3 и 0,1 (или 60, 30 и 10). Аналогичным образом соизмеряется важность задач. Теперь для того чтобы определить важность каждой цели третьего и любого последующего уровня для всей системы в целом, достаточно перемножить коэффициенты по всей цепочке событий, составляющих каждую ветвь дерева. В нашем примере значимость цели З111 равна 0,42 (0,7 Х 0,6), цели З121— 0,12 (0,4 Х 0,3) и т. д. (см. нижний ряд чисел на рисунке). Заметим, что сумма таких об-щесистемных коэффициентов относительной важности всех целей одного уровня составит единицу (или 100). В результате мы получаем право непосредственно сравнивать между собой цели, принадлежащие к разным вершинам, и утверждать, например, что цель З112 равна по значимости сумме 3122 и З123, a З121 в 2 раза превосходит З132. Расчеты усложняются, если дополнительно вводятся и другие критерии оценки, например вероятность достижения цели, медико-социальная значимость, научно-информационная значимость и др. Показатель значимости цели по каждому критерию формируется как произведение средней величины экспертной оценки на коэффициент относительной важности данного критерия. По мере решения отдельных задач, выявления новых проблем и возможностей ДЦ пересматривается и обновляется. ДЦ — информационно-логическая основа перспективного плана НИР. В качестве заданий программно-целевого плана ОП фигурирует полное множество или сознательно ограниченная совокупность целей нижних уровней ДЦ. Ресурсы в таком плане распределены в соответствии с их относительной важностью. Для достижения наиболее значимых, крупномасштабных и труднодостижимых целей перспективного плана, требующих сосредоточения усилий различных специалистов, подразделений и учреждений под единым руководством, формируются целевые программы. Остальные направления перспективного плана разрабатываются на традиционной основе. Целевая программа НИР — это логически тесно взаимосвязанная, объединенная единой целью совокупность работ (тем, фрагментов, этапов, событий), упорядоченная во времени и в пространстве, обеспеченная кадровыми, финансовыми и материальными ресурсами, имеющая собственную, более или менее автономную систему управления. Цели научных программ могут быть направлены как на полный цикл исследований от идеи до внедрения, так и на отдельные этапы этого цикла. Для изыскания наилучших способов решения программных задач в научно-исследовательских учреждениях и вузах целесообразно проводить регулярные (1 раз в 2—3 года) конкурсы проектов НИР. Конкурсы проектов дополняют систему принятия стратегических решений «сверху» системой выдвижения плановых предложений «снизу», способствуют развертыванию творческой инициативы всех научных работников в направлении поиска и реализации путей решения поставленных задач. Объявляется конкурс после того, как вышестоящая организация утвердит программную цель, основные задачи программы будут распределены между учреждениями-соисполнителями и будут намечены ориентировочные затраты ресурсов на каждую из задач. Возможны различные способы организации конкурсов. Они могут быть закрытыми, когда авторы представляют проекты анонимно, под девизами, или открытыми; одноступенчатыми, когда все проекты оцениваются и отбираются в головном учреждении, или многоступенчатыми, когда проекты подвергаются предварительному анализу, рецензированию в субординированных учреждениях. Важно, чтобы способ проведения конкурса соответствовал специфике и традициям коллектива, где он проводится, лучше, если этот способ будет выбран на основе волеизъявления членов коллектива. В учреждении необходимо разработать положение о конкурсах проектов НИР, которое после обсуждения в коллективе подлежит утверждению руководителем. В положении должны быть изложены порядок проведения конкурсов, основные требования к проектам, принципы и регламент экспертизы, меры поощрения авторов. Сотрудники уведомляются о программных задачах и сроках подачи проектов не менее чем за 2 мес. Право внесения предложений предоставляется всем без исключения сотрудникам. Число проектов не ограничивается. Каждый сотрудник может предлагать способы решения любой из планируемых задач. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Требования к структуре и содержанию проекта НИР в принципе не отличаются от общепринятых требований к документам тематического планирования. Проект может охватывать как часть, так и весь комплекс способов решения программной задачи. Его содержание должно быть изложено таким образом, чтобы можно было оценить: соответствие проекта программным целям и задачам; осуществимость проекта; вероятность достижения и степень достижения планируемых результатов; степень оригинальности, новизны предлагаемых подходов; требующиеся для выполнения проекта ресурсы и сроки. Объем проекта не должен превышать 8—10 страниц машинописи. Руководит проведением конкурса научная часть. Ученый секретарь института организует сбор, хранение и рецензирование проектов. Информационная и патентная службы дают заключения по каждому проекту об отсутствии аналогичных работ в планах и отчетах других учреждений, а также о патентной новизне. Отбор проектов и сведение их в единую программу НИР — прерогатива руководства целевой программой, которое осуществляет эту работу совместно со специальным подразделением, занимающимся разработкой перспективных планов и целевых программ. Если в реализации программы участвует несколько учреждений, то конкурсы могут проводиться в каждом из них в отдельности, после чего в головную организацию направляются как сверстанная подпрограмма, направленная на решение порученной данному учреждению задачи, так и полный выбор поступивших на конкурс проектов. Руководству головной организации предоставлено право вносить коррективы в содержание подпрограмм субординированных учреждений, исходя из критерия оптимизации и взаимной увязки всех составляющих целевую программу фрагментов. В том случае, если решение какой-либо программной задачи не обеспечивается совокупностью поступивших на конкурс проектов, руководство поручает разработать плановую тематическую карту специалисту соответствующего профиля. Выдвижение проектов НИР на конкурс следует стимулировать всеми доступными способами морального и материального поощрения. Итоги конкурсов подлежат обсуждению на заседаниях ученых советов и на общих собраниях сотрудников. Количество и качество выдвинутых и принятых к реализации предложений — важный показатель творческих возможностей научного работника. Тем, кто подал оригинальную идею, должно быть гарантировано авторство. Автору проекта, включенного в комплексную программу, предоставляется преимущественное право участия в его осуществлении. Сотрудники, чьи предложения не были приняты, получают возможность их выполнения в инициативном плане. Впервые опубликовано в журнале «СОВЕТСКОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ», М., 1986., №7, С.27-31.
|